Свои заметки по поводу спектакля Даугавпилсского театра «Загнанных лошадей пристреливают» я хочу начать со слова «жаль». Жаль, что мы, рижане, так редко видим постановки этого замечательного театра. Жаль, что гастроли в Риге длились всего пару дней. И безумно жаль всех, кто не посмотрел этот спектакль. Потому что это один из самых неординарных и впечатляющих спектаклей, которые в последнее время видел рижский зритель.
Зал аплодировал стоя и долго не отпускал артистов. А мне хотелось взлететь на сцену и обнять каждого из них!
…Погружение в атмосферу Америки 30-х годов происходит с первой минуты, еще до открытия занавеса, когда на экране возникают черно-белые кадры танцевального марафона. Привет тебе, вечно живой Сидни Поллак! Но вот занавес открывается, и перед зрителями возникает полифония смыслов, образов, стремительная игра цвета, света, музыки…И, конечно же, танцы, танцы, танцы -- ну как без них?
Актеры танцуют фантастически. Как черти. Или как боги. Разъярённо, исступленно, неистово – то в бешеном темпе, то замедленно, словно в рапидной съёмке. Временами пластика становится изломанной, вывернутой, тела будто скручиваются в узел…Это уже не люди, а сломанные куклы, демоны с полотен голландских художников. Танцевальный рисунок рождается из прожитых эмоций и внутреннего состояния артистов, в котором переплелись страсть, боль, отчаяние, но в то же время -- надежда, уязвимость, попытка удержать баланс в хаосе бытия.
И все-таки… Спектакль «Загнанных лошадей пристреливают» совсем не про танцы. Он про выбор, ведь у каждого, кто «гибнет за металл» на танцполе, есть выбор: уйти или остаться. А еще – про обманутые надежды. Про одиночество. Про бесконечный бег за придуманным счастьем. Про человеческую природу, которая в экстремальных обстоятельствах проявляется как фотопленка под красным фонарём, высвечивая как позитив, так и негатив.
Слов со сцены звучит немного, да они не особо и нужны -- в спектакле «Загнанных лошадей пристреливают» нет линейного нарратива. Действие выстроено безупречно: это сплав экспрессивного танца, вокала (живой звук!), точно продуманного музыкального контекста и великолепной актерской игры. Каждый участник марафона в спектакле имеет свое лицо, и это абсолютное попадание в образ.
Художественному руководителю Олегу Шапошникову, хореографу Ирине Богерук и замечательной труппе театра удалось создать философский спектакль, полный эмоций, находок и метафор. Чего стоит только сцена с яблоками, которые жадно поедают во время перерыва разгоряченные танцоры! Что это -- яблоки раздора? Или райские яблоки -- символ искушения и грехопадения? Всё, что происходит на сцене, многослойно и нетривиально. Даже пистолет в руках Роберта, в отличие от пресловутого чеховского ружья, не стреляет. Потому что дальше – тишина и темнота. Без света в конце туннеля.
Финал спектакля — отдельная тема. Он настолько неожиданный и сильный, что перехватывает дыхание. На сцене гора стоптанных туфелек, сложенных как черепа на картине Верещагина. Апофеоз сломанных человеческих судеб. У меня в этот момент возникло ощущение, будто со всех моих органов чувств сорвали предохранители, обнажили сердце и сказали — смотри!
...Да, в танцевальном марафоне выигравших не бывает. В выигрыше остается только зритель, которому посчастливилось посмотреть великолепный спектакль Даугавпилсского театра «Загнанных лошадей пристреливают».
Елена СМЕХОВА, журналист газеты «Суббота, Рига.